Консалтинговые компании, оказывающие юридические услуги своим клиентам по вопросам корпоративного права, сталкивались с важной проблемой при выявлении лиц, заинтересованных в сделке. Речь идет об определении аффилированных лиц. Сложность вызывала возможность признания аффилированных лиц у физического лица, не имеющего статуса ИП. Судебная практика подходила к решению этого вопроса неоднозначно.
С одной стороны, исходя из буквального трактования статьи 4 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», признать наличие аффилированных лиц у физического лица без осуществления предпринимательской деятельности возможности не имеется. Такой позиции придерживались, например, Федеральные арбитражные суды Уральского и Центрального округов.
Такая позиция создавала возможности для злоупотреблений в сфере корпоративного права. Не только при совершении сделок с заинтересованностью без установленного законом одобрения, но и при выкупе акций, где также важно определение аффилированных лиц.
Однако иногда суды занимали и противоположную позицию (например, ФАС Северо-Западного округа). В этом случае Арбитраж исходил из того, что буквальное содержание нормы закона не противоречит возможности признания аффилированных лиц у физического лица.
ВАС РФ своим Постановлением № 14613/11 окончательно поставил точку в данном вопросе. Позиция ВАС РФ основывается на следующем:
-
Для целей определения статуса заинтересованности в сделке – с целью ее последующего одобрения – занятие предпринимательской деятельностью не является надлежащим основанием ни по отношению к физическим лицам, в отношении которых выявляется аффилированность, ни по отношению к самим аффилированным лицам. Для того, чтобы определить, имеется ли заинтересованность в той или иной сделке, статью 4 Федерального закона «О конкуренции» следует трактовать без учета статуса предпринимателя при определении лиц, аффилированных физическим лицам.
-
В соответствии с Федеральным законом «О конкуренции» физические лица могут образовывать группу лиц. Следовательно, руководитель компании и лица, поименованные в ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах», могут быть признанными заинтересованными, если аффилированные лица их родственников, указанных в статье, участвуют в качестве стороны, представителя или выгодоприобретателя по сделке.
Значение принятого ВАС Постановления можно расценить с двух сторон:
-
Расширен перечень аффилированных лиц физического лица и, соответственно, расширен перечень сделок, в отношении которых возможно установить заинтересованность, а, следовательно, подлежащих одобрению. Руководители компаний лишились возможности совершать недобросовестные сделки с членами семьи, не поименованными в 81 Федерального закона «Об акционерных обществах».
-
Изложенные выводы актуальны также для иных ситуаций, где используется понятие аффилированности физических лиц. Например, в рамках обязательного предложения о приобретении или выкупа акций.